Меню сайта
Форма входа
Поиск
Двигатель прогресса
Каталог статей
Главная » Статьи » Мои работы » Ответы на вопросы

Помощь при ДТП и вопросы учета
Кто людям помогает — тот тратит время зря.
Хорошими делами прославиться нельзя.
«Крокодил Гена и его друзья», Э. Успенский
 
Позволю себе не согласиться с фразой старухи Шапокляк, вынесенной в эпиграф. Правда, помощь другим может добавить работы бухгалтеру предприятия.

Ситуация. Во время служебной командировки на служебном автомобиле водитель и пассажиры стали свидетелями последствий ДТП*. Один из пострадавших автомобилей горел. Водителем и его пассажирами была оказана первая медицинская помощь пострадавшим и предприняты меры к тушению горевшего автомобиля. Для этого использовались аптечка и огнетушитель из служебного автомобиля. Каким образом бухгалтеру отразить списание использованной аптечки и огнетушителя, как отразить приобретение новых?
 
Рекомендую бухгалтеру такие действия:
1. Получить подробные (место ДТП, государственные номера пострадавших автомобилей и т.п.) письменные объяснения водителя и пассажиров о причинах использования аптечки и огнетушителя. Рекомендуется (не обязательно, но, как известно, лишних документов для работы бухгалтера не бывает) запросить в органе ГАИ, обслуживающим участок дороги на котором произошло ДТП, справку о том, что описанное водителями ДТП действительно имело место. Поскольку водители не были непосредственными свидетелями ДТП (см. ситуацию), то их данные вряд ли есть в протоколе о ДТП и поэтому предприятию надо будет убедить ГАИ в необходимости справки.
2. Создать комиссию на предприятии, которая бы подтвердила тот факт, что огнетушитель использован и нуждается в замене. Такое же заключение необходимо и о возможности (невозможности) применения аптечки**.
3. Приобрести новый огнетушитель и аптечки и отразить эту операцию в бухгалтерском учете (см. пример). Факт их размещения на автомобиле подтверждается актом комиссии.
4. Отразить приобретение нового огнетушителя и аптечки в составе валовых расходов (пп. 5.2.1 Закона о прибыли). В перерасчете по п. 5.9 Закона о прибыли расходы на их приобретение не участвую, так как они сразу размещаются на автомобиле, то есть на складе не хранятся***.
Теперь остановимся подробнее на двух почему:
Почему расходы на приобретение аптечки и огнетушителя относятся к составу валовых?
Дело в том, что расходы на приобретение новой аптечки и огнетушителя связанны с хозяйственной деятельностью налогоплательщика и, поэтому, возможно применение нормы пп. 5.2.1 Закона о прибыли. И пусть бухгалтера не смущает что тушение чужих машин и оказание первой медицинской помощи мало похоже на хозяйственную деятельность. Водитель и пассажиры выполняли ПДД**** в которых сказано (п. 1.5 ПДД), что действия или бездействия участников дорожного движения и других лиц не  должны создавать опасность или помеху для движения, угрожать жизни или здоровью  граждан,  причинять материальный ущерб. Обратите внимание на выделенные слова. Если бы водитель не оказал помощь пострадавшим, то это была бы бездеятельность, которая бы могла угрожать жизни пострадавших в ДТП или другим участникам дорожного движения. А с тем, что выполнение ПДД напрямую связанно с хозяйственной деятельностью предприятия, использующего автомобили в хозяйственной деятельности, сложно поспорить.
Теперь о приобретении новой аптечки и огнетушителя. Согласно все тех же ПДД эксплуатация автомобиля без названных атрибутов запрещено ПДД (пп. «є» пп. 31.4.7). А поскольку использование автомобиль в хозяйственной деятельности без аптечки и огнетушителя запрещено, то их приобретение напрямую связанно с хозяйственной деятельностью.
Почему расходы на приобретение включатся в состав валовых, а не увеличиваю балансовую стоимость ОФ гр. 2?
В данном случае их наличие в автомобиле обязательно, но они не являются конструктивными элементами автомобиля. Поэтому замена использованной аптечки и огнетушителя на новые, не может рассматриваться как ремонт, модернизация и т.п. автомобиля.
Вывод – нет оснований у налогоплательщика для применения нормы пп. 8.1.2 Закона о прибыли.

 
___________________
* в данном случае самого инцидента работники предприятия не видели. В дальнейшем это будет учтено при описании подтверждающих документов.
** возможна ситуация что достаточно приобрести использованные лекарственные средства и восстановить комплектацию аптечки.
*** вариант, при котором аптечка и огнетушитель приобретены в одном квартале, а размещены в автомобиле в другом, я исключаю как малореальный.
**** Правила дорожного движения, утвержденные Постановлением КМУ от 10.10.01 г. № 1306
  
Пример. Приобретены аптечка (стоимость 60,00 грн. без НДС на основании пп. 5.1.7 Закона об НДС) и огнетушитель (стоимость 120,00 грн. в т.ч. НДС 20,00 грн.)

№ п/п

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Дебет

Кредит

Сумма

ВД

ВР

1

Осуществлена предварительная оплата за огнетушитель и аптечку

631

311

180,00

160,00

2

Отражена сумма налогового кредита по НДС

641

644

20,00

3

Получены огнетушитель и аптечка

209

631

160,00

4

Произведены расчеты по НДС

644

631

20,00

5

Огнетушитель и аптечка размещены в автомобиле

92*

209

160,00

* предположим, что автомобиль используется в административных целях. При другом использовании автомобиля (доставка товаров, автотранспортные услуг) субсчет для отражения расходов будет иной.

Категория: Ответы на вопросы | Добавил: buhgalter (27.09.2007) | Автор: Максим Зиньковский
Просмотров: 1886 | Рейтинг: 4.0/1

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории каталога
Мои статьи [3]
Ответы на вопросы [3]
Курсы НБУ
обмен кнопками

 
 
Webalta Уровень доверия
Copyright Максим Зиньковский © 2024
Используются технологии uCoz